Советы по любительской видеосъемке

Простые  советы для домашних видео операторов,

Сразу заявлю, что опытные юзеры видеосъёмки, которые знают, что такое когерентность света, и ожидают серьезной теоретической базы, могут сразу покинуть эту страничку.
Ничего не потеряете: мои малобюджетные советы предназначены для "новичков".

Так как цифровое поколение конкретно и безвозвратно вошло в нашу жизнь вместе с камерами, давайте рассмотрим типовые ляпы домашних киношников и некоторые полезные "фитчи" для съемки.

Что вы обычно снимаете? За частую, своих детей, мероприятия, праздники и туристические события: жена под пальмой, муж на верблюде, дочь или сын в море. Это все можно отснять без всяких проблем так, чтобы при этом ваше домашнее видео могли смотреть не только участники фильма, но и те, кого нет в этом видео. Когда я охал и ахал над своей первой ужасной записью вместе с подругой, зевающей, и вставляющей спички в глаза, я решил: теперь буду снимая представлять, что фильм мы снова смотрим вместе. Это тут же отбило у меня желание по четыре минуты снимать закат, небритого товарища, нанизывающего мясо на шашлычные палочки, или симпатичную соседку.

Итак, пункт 1: Представляйте во время съемки, что ваш фильм смотрит другой человек.

Когда на экране появляется следующий кадр, наше внимание концентрируется на "эксклюзиве". На то, чтобы импульс от глаз добежал до мозга, и человек осмыслил фишку, необходимо всего лишь от 1 до 4 секунд. Зритель перестает воспринимать затянутую съемку и утрачивает интерес к видео ролику. Если вы предполагаете дальнейшую оцифровку и нарезку видео, снимайте немного дольше, чтобы потом смогли переходы вставить. Рекомендую записывать клипы по 5 секунд. Снимая вывеску, содержащую много букв, или объекты, требующие тщательного и детального рассмотрения, задержите камеру секунд на 10.

Пункт 2: Снимайте кусками по 5 секунд. Снимайте по 10 секунд объекты, требующие внимательного изучения.

Когда мы впервые берем в руки видеокамеру, у нас появляется желание снимать, снимать, снимать. Что называется, мы "дорвались" и снимаем все, что на глаза попадется: вид из окна, бабушкину вазочку на книжной полке, утренний подъем с постели лохматой и ненакрашенной жены. Кстати, как женщина, я рекомендую раз и навсегда отучить мужей от съемок нас, красавиц, в нетоварном виде. Уберите палец с кнопки Запись: смотреть это все равно потом не захочется, так что не огорчайте попусту жену. Не торопитесь наснять сразу максимальное количество кадров. Старинная арабская поговорка гласит: "Не спеши, и обязательно дождешься дождя. А тогда можно будет не мыть машину".

Пункт 3: Камера от вас никуда не уйдет, дождитесь интересного сюжета.

Понятное дело, постоянно таскать с собой штатив лениво. Мне - тоже. Если снимать с руки, особенно, на приближении, изображение будет дрожать. Чтобы избежать этого, поищите глазами по сторонам устойчивую опору для руки. Это может быть большой камень, перила, парапет. Обопритесь и снимайте на здоровье. Если нет и этого, нужно зафиксироваться в наиболее устойчивой позиции. Можно взять камеру двумя руками и поставить ноги на ширину плеч или сесть на корточки и опереться локтями о колени. Однажды мне удалось таким образом довольно качественно снять на большом приближении караван верблюдов в пустыне Гоби, и я до сих пор горжусь своей неморальной устойчивостью.

Пункт 4: Пользуйтесь штативом. Если нет штатива, найдите подходящую опору. Если опоры тоже нет, примите наиболее устойчивое положение.

Снимайте неподвижной камерой, потому что съемки с постоянными наездами и отъездами "наезда" или гуляющей по просторам то вправо, то влево камеры сильно утомляют глаза. Если вы все-таки решили снять панораму без штатива или монопода, делайте это медленно и очень плавно, без рывков камеры. Снимая на большом приближении, нажимайте кнопку Запись на выдохе, как при стрельбе из "Калашникова", чтобы не дрогнула рука. Сначала найдите "наездом" объект, зафиксируйтесь и только потом жмите на "запись". Художественные находки со ставшими модными в этом году "полетами на метле" оставьте до того момента, когда камера станет уверенно держаться в ваших руках.

Пункт 5: Снимайте неподвижной камерой, избегайте съемок на приближении без штатива или, по крайней мере, нажимайте кнопку Запись только после того, как объект полностью приближен "наездом".

Камера объективна и даже, я бы сказала, безжалостна. Вы видите сейчас только глаза своего любимого человека, но она-то видит все: и бутылку минералки на переднем плане, и находящийся в кадре облезлый автобус, и изрядный кухонный бардак. Помните о композиции. Кстати, о ней же. Отслеживайте, чтобы съемка не велась с наклоном, потому что потом эффект пьяной, падающей линии горизонта вас огорчит. Найдите какую-нибудь вертикаль (дерево, башня, уличный фонарный столб) и уточните угол съемки. Расположите объектив так, чтобы линия горизонта проходила немного выше середины кадра. Это самый комфортный для глаз вариант, т.к. мы так видим окружающий мир с высоты своего роста. Проследите, чтобы снимаемая вторая половина не оказалась у вас с отрезанными ногами, зато с бесконечным небом над головой, или чтобы герой съемок не стал теряющейся в пространстве маленькой фигуркой, зато подножный асфальт занял половину кадра. Располагайте человека в центре видоискателя.

Пункт 6: Помните о композиции! Только тогда вы сможете испытать с камерой одновременный консенсус.

Фильм лучше держит внимание, если происходит смена планов. Сразу отбросим разные подвиды планов, нам это пока не нужно, а основных видов всего три: общий, средний и крупный. Понять, "ху есть ху", очень просто. Если супруг целиком умещается в видоискателе, то это общий план, если только туловище - средний, а если голова - крупный. Нежелательно перескакивать от общего плана сразу к крупному, правильно будет дать промежуточный средний. Все контрасты оставьте для профессиональных съемок, потому что там они служат для акцентной встряски внимания на фоне общего высокого качества фильма. У нас обычно нет возможности снимать профессиональное кино, а на фоне любительского видеоряда акцентные съемки будут смотреться как ошибки оператора. Или, по крайней мере, сначала попрактикуйтесь подольше, а потом уже переходите к смелым экспериментам.

Пункт 7: Не переходите от общего плана сразу к крупному и наоборот. Чередуйте планы "через один": от общего через средний к крупному. Будьте осторожны с контрастной сменой планов.

Следующие два пункта не требуют расшифровки:

Пункт 8: Отключите настройку надписи со временем и датой съемки.

Пункт 9: Делайте голосовые комментарии, чтобы потом не забыть, что именно вами снято.

Предстоит праздник или какое-то торжество? Замечательно. Снимите моменты прихода гостей и вручения подарков, перемежая вид "раздеваемого" подарка со счастливым лицом именинника, окруженного букетами цветов. Снимите общий вид комнаты или банкетного зала и гостей - сначала обзорно, обозначив зрителю географию, потом - их лица. Накрытый стол, разумеется, нужно снимать в нераздраконенном виде. Запишите аплодисменты и звон бокалов. Не увлекайтесь долгими поздравительными тостами, снимите каждого поздравляющего понемногу, чтобы потом не жать раздраженно пальцем на перемотку. А то при просмотре вы рискуете разлюбить милого велеречивого дядюшку. А уж как его разлюбят приглашенные вами к просмотру посторонние зрители, которым он и вовсе не родственник! Снимите активные игры и конкурсы; также эффектны съемки, когда герой дня задувает свечи на торте. Когда компания потеплеет, выключите камеру и уберите ее в кофр, подальше от соблазнов ей воспользоваться. Потому что все равно уже резкость не наводится, а румяный юбиляр, песня "Ти ж мене пiдманула" и танец маленьких оленеводов в исполнении друга Васи смешны только в этот день. А наутро будет стыдно это смотреть.

Пункт 10: При съемке застолья сначала дайте общий вид комнаты, чтобы сориентировать зрителя на местности, а потом уже - отдельные лица. Не снимайте пьяного веселья.

Теперь поговорим о туристической специфике. Съемки в организованном экскурсионном режиме - это ужас-ужас-ужас и форменное издевательство над оператором. Как правило, в таких ситуациях мы ограничены во времени, выборе ракурса, времени дня и погодных условий. Но что поделаешь, выбирать не приходится. Тем не менее, скорее всего, автобус без вас не уйдет. Не торопитесь давить на гашетку записи, добегите до другой точки съемки, откуда откроется более приличный вид, а если все-таки придется снимать против солнца, минимизируйте этот огорчающий фактор подсветкой "Back light". Конечно, регулярно задерживая туристический автобус и злоупотребляя терпением остальных участников экскурсии, вы рискуете подвергнуться обструкции. Некоторые туристы во время пешеходной экскурсии пытаются снять привлекший их объект на ходу, чтобы не отстать от группы. Но в любительском видео и так будет достаточно огрех, так что не усугубляйте. Остановитесь, снимите, а потом догоните группу.

Пункт 11: Постарайтесь не снимать под "time pressure", внимательно выберите точку съемки. Не снимайте на ходу.

Мои первые съемки "грешили" бесконечным чередованием туристических достопримечательностей. Чехарда из башенок, картин, галерей, растений, экзотических животных, - все такое новое и интересное. Но в результате по телевизору нам обязательно захочется посмотреть на себя, свою семью или друзей. А вот этим-то мы как раз и пренебрегли. Если вам хочется снять один за другим похожие друг на друга храмы или здания, то покажите, как человек заходит в них, улыбается, трогает или показывает предметы, совершает какие-то бодрые действия. Попросите снимаемого быть поэнергичнее. Это сделает ваш фильм более динамичным.

Пункт 12: Снимайте крупным планом лица, создавайте эффект присутствия. Не пренебрегайте динамикой фильма.

Ну, и последнее. Ни один фильм не выиграет без монтажа. Как бы вы ни старались снять только самое важное, все равно, монтаж нужен обязательно. Не оставляйте записи на кассетах, они быстро портятся. Оцифруйте и скопируйте ваш фильм в формате DVD на жесткий диск компьютера, чтобы по неосторожности не утратить ваших видеовоспоминаний, потеряв или сломав диск. Ведь через несколько лет это домашнее видео станет для вас еще дороже. Что уж говорить о том, как отрадно будет спустя большой промежуток времени посмотреть на себя, молодых. Лично я до сих пор не могу пережить, что в пору моей молодости еще не было видеокамер. Берегите ваше кино.

Пункт 13: Оцифровывайте видео, делайте монтаж отснятого материала. Оставляйте копию в DVD-формате на жестком диске компьютера.


Качественная съемка видео всего от 300 $
AXADSHOX-KLIPMAKER

Статьи


+(998 93) 676-53-83                          +(998 90) 214-94-38


Статьи

Бюджетное пособие по
любительской съемке
Читтать далее »

Советы туристам
и путешественникам
Читтать далее »

Советы жениху и невесте
Читтать далее »

Авторинг
Читтать далее »

Памятка туристу
Читтать далее »

Видеосъемка
праздника - dvd vhs
Читтать далее »

Оцифровка vhs видео
Читтать далее »

Видеомонтаж
Читтать далее »

Ваше кино
Читтать далее »

Оцифровка
Читтать далее »
Сайт создан в системе uCoz